Энди Голдсуорcи - известный британский художник, работающий с природным материалом и использующий его для создания своих работ. Кроме Англии и Шотландии, он работал на Северном полюсе, в Японии, малонаселенных районах Австралии, США. Сам Голдсуорси расценивает все свои создания как временные. Он фотографирует их сразу же после того, как завершает работу над ними. Он ставит перед собой цель понять природу настолько близко, насколько это возможно, непосредственно находясь в ней. Обычно Энди работает с тем материалом, который он видит: прутья и ветки, листья, камни, снег и лед, различные растения.
Э.Г.: Я получаю удовольствие от той свободы, которую дает использование лишь моих собственных рук и "найденных" инструментов - острый камень, перо птицы, шипы колючих растений. Я просто пользуюсь теми возможностями, которые предоставляет мне каждый день: если идет снег, я работаю со снегом, листопад дарит мне листья, а упавшие деревья становится источником прутьев и веток. Я останавливаюсь и подбираю материал, потому что я чувствую, что есть нечто, что желает быть найденным. И это то место, где я могу учиться и узнавать что-то новое для себя.
Взгляд, прикосновение, материал, место и форма - все это неотделимо от завершенной работы. Трудно сказать, где заканчивается одно, и начинается другое. Энергия места и окружающее материал пространство столь же важны как энергия и самого материала. Да и погода вообще - светит ли солнце, идет ли снег, град, туман - все, что делает место таким, каким я его вижу. Когда я касаюсь, например, скалы, я одновременно касаюсь и работаю с пространством вокруг нее. Она не является чем-то независящим от всего остального.
Я хочу понять, что скрывается под поверхностью. И когда я работаю с листом, камнем, веткой, я стараюсь, чтобы это не была только работа с материалом "самим по себе", а своего рода являлось открытием процессов жизни как внутри, так вокруг него. Когда я ухожу, эти процессы продолжаются.
Движение, изменение, свет, рост и распад - все это составляет жизненную основу природы, это те энергии, которые я пытаюсь выявить посредством моей работы. Мне необходим своего рода потрясение, шок, вызванный касанием, сопротивлением самого места, материала и погодных условий - когда сама земля становится моим источником энергии. Природа олицетворяет состояние трансформации, и эта трансформация является ключом к пониманию. Я хочу, чтобы мое искусство было живым, чувствительным к изменению материала, времени года или погоды. Каждая работа растет, существует, разрушается. Развитие и разложение часто скрыты, но всегда неявно присутствуют. Быстротечность моей работы отражает то, что я нахожу в природе.
"Лэмбтонское земляное устройство" (1988) Голдсуорси, возможно, одно из наиболее впечатляющих и по сию пору произведений. Его протяженность 495 метров, и оно извивается, подобно змее на девственной земле, повторяя ее неровности и соединяя изгибом своим, как третья сторона треугольника, две заброшенные железнодорожные ветки. Приспособленное и под езду на велосипеде и для пеших прогулок, оно было арендовано обществом "Северных искусств" совместно с одной из частных компаний. Голдсуорси замыслил эту свою работу как движущийся "поток земли", форма которого была продиктована художнику самим местом расположения произведения. Но если когда-нибудь этому участку будет найдено лучшее применение, работа художника будет разрушена.