Искусство

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Искусство » ЛэндАрт » Роберт Смитсон


Роберт Смитсон

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Американский художник, знаменитый преимущественно своими работами в области лэнд-арта и паблик-арта. Одна из известных работ, «Дрейфующий остров», представляла собой баржу, наполненная деревьями, кустами, камнями и грязью, которая неспешно кружила вокруг острова Манхэттен. Когда «Винтовая дамба», преобразившая отдаленный северный берег Великого Соленого озера в штате Юта, попала на газетные полосы, сотни «паломников» двинулись в глубинку, в Розел Поинт, чтобы увидеть эту выросшую из камня и земли скульптуру. Эта работа, породившая тома искусствоведческих исследований, была создана в 1970 году и, похоже, стала пиком художественной карьеры Смитсона — карьеры, начавшейся пятнадцатью годами раньше и внезапно прервавшейся три года спустя, когда его самолёт разбился в Амарильо, в Техасе, неподалеку от места его последнего произведения, «Желтого ската».

...Творчество американского скульптора Роберта Смитсона существует в силовом поле между тем, что он называет site (место) и nonsite (неместо). Он начинал с поисков site, места, как бы пограничного с "ничто"; обычно это бывала какая-нибудь неприступная, забытая богом местность на обочине, пустыня, каменоломня или заброшенный промышленный район. Подобное site становилось исходным материалом для nonsite, представлявшего собой произведение искусства, помещенное в галерею. Nonsite было по своей природе фрагментарным, состояло из кучки песка или земли, собранной в изначальном site, в галерее оно помещалось в емкость геометрической формы и снабжалось некоторой топографической документацией о его происхождении, т.е. о его site. Site Смитсона было труднодоступным для публики, оно отсутствовало, но зато в помещении галереи публика могла приобщиться к nonsite. Между этими двумя полюсами возникало напряжение, даже некая тяга. По мнению Смитсона, "то, с чем мы на самом деле сталкиваемся в nonsite, это отсутствие site, это очень мощное и тяжелое отсутствие". Таким образом, nonsite - это своего рода знак, толчок к работе воображения вокруг изначального отсутствующего site.

"A Nonsite, Pine Barren", 1968 ("Nonsite, Паин Баррен"), было первым nonsite Роберта Смитсона. Произведение представляло собой сосуд, содержавший песок некоего site в Нью-Джерси, а именно старого аэродрома с песчаными посадочными площадками. Но в последнем nonsite Смитсона - "Nonsite, Site ificertain" ("Nonsite, site неопределенное") - связь с существующим, изначальным site очень ослаблена, открыта. Указание на то, что означает его Nonsite, размыто. Произведение состоит из угля, взятого где-то в Огайо и Кентукки, но более точное географическое расположение его site нам неизвестно; кроме того, создается впечатление, что оно теряется в веках, в каком-то далеком угольном геологическом периоде.

Лишь немногие видели смитсоновский "Спиральный Мол", так сказать, на месте, на труднодоступном Большом Соленом озере в штате Юта. Когда Смитсон увидел озеро с воздуха, он нашел, что извилистой формой оно напоминает одно из гигантских полотен Джексона Поллока, написанных в технике "дриппинга". В настоящее время могучая каменная плотина, или волнолом, почти не видна, потому что уровень воды поднялся, и она смутно просматривается под ней, словно подводная стена. Зато это произведение нам знакомо по фотографиям и документальному материалу, приложенному к эссе, которое написано самим Смитсоном, и по фильму, съемку которого он организовал в процессе работы над "Спиральным Молом". Можно сказать, что этот материал образует то, что, если пользоваться терминологией самого художника, называется nonsite: имеющуюся документацию об отсутствующем site, иначе говоря, своего рода знак или символ изначального места. Те, кому довелось увидеть "Спиральный Мол", возможно, были разочарованы, потому что конструкция спирали из-за ее гигантских размеров видна только с воздуха. На месте это произведение представляет собой не столько объект чистого созерцания, сколько прежде всего нечто такое, через что можно пробраться, что в буквальном смысле слова можно пройти насквозь и что можно обойти, если идти по верху спирали длиной около 500 метров, направляясь к центру. "Смитсона безумно радовало, что зритель, дойдя до конца "Спирального Мола", ничего там не находит", - говорит John Coplans в "Robert Smithson, the Amarillo ramp" в книге "Robert Smithson. Sculpture", ed. Robert Hobbs, 1981.

0

2

Его работы

0


Вы здесь » Искусство » ЛэндАрт » Роберт Смитсон